31 мая — всемирный день без табака

31.05.2005 00:37

Всемирная Организация Здравоохранения призывает индустрию развлечений, в особенности мир кинофильмов и моды прекратить пропагандировать изделия, которые убивают каждого второго своего потребителя и заняться пропагандой свободного от табака общества. В настоящее время мода и кинофильмы оказались наиболее успешной средой для создания образа сигарет и представления потребления табака как нормального поведения. Сигарета как таковая не имеет индивидуальности, не характеризует социальный класс или эмоциональное состояние. Но, находясь в руке звезды с голубого экрана, она становится мощным символом. Манера современных героев говорить, одежда, которую они носят, то, что они едят и пьют, очень влияет на общественное поведение и предпочтения, особенно среди молодежи. Табачные компании давно поняли огромный потенциал мира моды и кино для воздействия на публику. Размещение изделия в нынешних наиболее успешных кинофильмах и телевизионных программах является недорогим способом сделать его узнаваемым в национальном масштабе, укрепить имидж корпорации и получить возможность продвижения товара. Табачные компании регулярно предоставляют сигареты, подарки, услуги или наличные деньги в обмен на размещение их изделий в фильмах. Marlboro, марка №1 фирмы Филип Моррис, была показана не менее чем в 28 высокорейтинговых фильмах Голливуда в течение последних десяти лет — рекорд, не превзойденный даже большинством тех звезд Голливуда, которые в наибольшей степени гарантируют успех фильма. В ходе проведенного в США исследования было обнаружено, что некурящие подростки, чьи любимые звезды часто курят на экране, в шестнадцать раз чаще позитивно относятся к курению в будущем. Голливуд далеко не единственный в размещении табачных изделий на экране. Bollywood, расположенный в Мумбае, Индия, является самым большим в мире кинопроизводством, выпуская ежегодно более 800 фильмов. Изучение подборки из 395 индийских фильмов, снятых в 1991-2002 годы, показало, что в 76,5% из них были сцены с табаком.

В мире моды также часто практикуется размещение изделий. Табачные компании используют имена наиболее известных дизайнеров и красивые узнаваемые лица моделей, чтобы продать свои изделия. Они спонсируют демонстрации мод и конкурсы дизайнеров, стремящихся получить известность и доверие. Первоначально направленные в основном на женщин, эти рекламные действия в последнее время изменились, чтобы охватить молодых людей обоих полов. Помимо размещения рекламных материалов в журналах мод, табачные компании раскручивают свои собственные марки одежды и спонсируют связанные с модой мероприятия, в последнее время делая это в местах встреч молодежи, таких как ночные клубы. Вдобавок к этому, так как манекенщицы чрезвычайно худощавы, связь их образа с курением сигарет вносит дополнительный вклад в нацеленные на женщин действия табачной индустрии.

В 2002 году ВОЗ призвала положить конец использованию табачной индустрией спортивных состязаний. Своим решением призвать к подобному запрету и в отношении фильмов и моды РККТ призывает проявить международное внимание и ответственность по поводу изделия, которое свободно пропагандируется, несмотря на то, что оно создано таким образом, что убивает каждого второго своего регулярного потребителя.

ВОЗ призывает индустрию кинопроизводства:

— Гарантировать отсутствие подкупа. Производители должны указывать в концевых титрах, что никто из них не получал ничего ценного (наличные деньги, бесплатные сигареты или другие подарки, бесплатная реклама, беспроцентные ссуды или что-либо еще) от кого бы то ни было в обмен на использование или показ табака в фильме.

— Требовать действенных анти-табачных роликов. Необходимо добиться, чтобы студии и кинотеатры перед показом любого фильма, в котором в том или ином виде присутствует табак, независимо от его рейтинга, показывали действительно сильный (а не произведенный табачной компанией) ролик против курения.

— Прекратить демонстрировать табачные марки. Не должно быть ни демонстрации табачной марки, ни присутствия изображений этой марки (например, на рекламных щитах) в ходе действия или в качестве фона любой сцены кинофильма.

— Ввести систему оценки категории фильма. Даже наличие одного эпизода с потреблением табака или представлением табачной рекламы или подобных про-табачных образов должно приводить к тому, что соответствующие должностные лица присваивают такому фильму категорию, указывающую на «взрослое» содержание, то есть молодые люди могут смотреть его только в присутствии родителей. Эти фильмы могут, однако, оцениваться менее строго, если вышеупомянутые должностные лица полагают, что представление табака ясно и однозначно отражает опасности и последствия его потребления, то есть менее строгая категория соответствует мнению родителей.

Эти шаги могут быть осуществлены без цензуры или вмешательства в творческий процесс.

Для получения дальнейшей информации о Свободном от Табачного Дыма Кино, посетите www.smokefreemovies.ucsf.edu .

Для индустрии моды послание ВОЗ является столь же ясным. Положите конец:

— описанию потребления табака как чарующего, забавного, сексуального или привлекательного;

— табачному спонсорству демонстраций мод, награждений и конкурсов;

— использованию фирменных знаков табачных изделий на нетабачных изделиях или услугах, которые связаны с модой или считаются «модными» — духами, кафе и бистро, агентствами путешествий, приключенческими гонками;

— продаже или бесплатному распространению одежды, обуви и модных аксессуаров, которые несут фирменные знаки табачных изделий, их эмблемы или другие отличительные признаки.

— Призываем профессионалов индустрии моды — дизайнеров, моделей, менеджеров, рекламных агентов, производителей и организаторов, также как рекламодателей, редакторов журналов и веб-сайтов — признать свою ответственность как звезд моды в том, что они являются образцами для подражания и обладают влиянием, особенно среди женщин и молодежи, и выступить за прекращение потребления и пропаганды табака.

В странах по всему миру, включая Францию, Австралию, Новую Зеландию и США, модели, международные шоу и всемирно известные журналы мод уже стали свободными от табака, отказавшись от спонсорства, рекламы, пропаганды и потребления табака. Это можно сделать.

По материалам сайта http://contact.tobinfo.org/

Автор: ВОЗ