Корнеплод просвещения

21.02.2006 08:42

7 февраля Александр Лукашенко утвердил новые правила приема в вузы и средние специальные учебные заведения. Нынешняя редакция настолько же лучше предыдущей, насколько решения III Всебелорусского собрания обещают быть лучше решений II Всебелорусского собрания. Национальная система образования пребывает в вечном движении, напоминающем движение студентов и преподавательского состава по полю при сборе корнеплодов. В нынешнем году тысячи абитуриентов вновь вступят в увлекательный поединок с госмашиной раздачи знаний и штамповки дипломов. Зато, как справедливо отметили коллеги в «СБ», они «могут облегченно вздохнуть и спокойно готовиться к экзаменам. Прежде всего школьным. Централизованное тестирование начнется лишь после того, как пройдут выпускные балы». ПЯТЬ ЛЕТ БЕЗ ПРАВА ПЕРЕПИСКИ

Как всегда, новые правила призваны обеспечить равные условия приема для всех абитуриентов. Обещано, что они не будут изменяться минимум 5 лет.

Опыт подсказывает: без права переписки нынешние правила 5 лет вряд ли просуществуют. Сталкиваясь с новыми условиями игры, абитуриент неизменно стремится повернуть их в свою пользу, а Минобраз — в свою. Так что, скорее всего, разъяснять, уточнять, совершенствовать и улучшать придется, просто оформлено это будет через другие акты.

Централизованное тестирование (ЦТ), наш perpetuum mobile социальной справедливости, остается одним из наиболее увесистых плодов просвещения, выросших на удобренной абитуриентскими и преподавательскими слезами почве. Будущим студиозусам предстоит попотеть: «Абитуриенты сдают три вступительных испытания, два из них — в форме ЦТ, третье — в форме, установленной приемной комиссией вуза». Регистрация желающих проводится с 1 мая по 1 июня, само тестирование по общеобразовательным предметам за счет бюджета — с 12 июня по 15 июля. При этом «абитуриенты имеют право сдавать вступительные испытания в форме ЦТ только по трем предметам: по белорусскому или русскому языку (по выбору) и по двум предметам» из помещенного в правилах перечня дисциплин.

Документ детально регламентирует сроки проведения вступительных испытаний в различных вузах, количество сдаваемых в приемную комиссию фотографий 4х6, перечень профильных дисциплин, знание которых в зависимости от факультета проверяется ЦТ или на усмотрение приемной комиссии вуза.

Но желание упростить в белорусских условиях непременно приводит к усложнению. Ни глыбы гранита науки, ни знания тысяч белорусских платонов и невтонов, коим этот гранит грызть, ни традиции десятков вузов, ни сотни законодательных норм и ведомственных актов того же Минобраза в одно прокрустово ложе не помещаются. Приходится каждый год корректировать формы этого котлована административным ломом.

И ТЕБЯ ВЫУЧАТ

Проблема не в том, что государство в своей перманентной реформе образования руководствуется некими неправильными принципами. Оно просто руководствуется своими интересами. Образование — своего рода клише социального устройства. Белорусскому обществу, с одной стороны, хотят придать динамику, через льготы и квоты для сельской местности, целевой набор, распределение обеспечив специалистами те отрасли и регионы, в которые калачом не заманишь. С другой — стремятся сохранить стабильность социального уклада, насаждая странные импринты крепостного права и средневековой цеховой системы: «в конкурсе на заочную или вечернюю форму получения высшего образования за счет средств бюджета имеют право участвовать лица, которые имеют общее среднее образование и работают по профилю избранной специальности»; «лица, имеющие профессионально-техническое образование с общим средним образованием либо среднее специальное образование и поступающие на соответствующие или родственные специальности». Бровар должен быть броваром, повар — поваром, если же ему помимо «хабзы» приспичило учиться на юриста или дизайнера (заочно или вечерами), пусть платит.

Проблему целевиков и распределения любят рассматривать с экономической точки зрения: «у дзяржавы няма пернiкаў», потому кондитерские изделия заменит административный кнут с посыпанной сахаром рукоятью. В новых правилах «прием абитуриентов для обучения на условиях целевой подготовки специалистов — в пределах 20% от контрольных цифр приема на специальности сельскохозяйственного, лесохозяйственного, медицинского, педагогического профилей, журналистики, культуры и искусства».

На периферии не хватает ни главных инженеров для лесопилок, ни врачей-эндокринологов, ни мастеров игры на цимбалах пальцами обеих ног. Чтобы после получения диплома будущие кадры не осели в столице или областных центрах, для конкурсного соискания целевых мест появляется «оформленный в 3 экз. договор на целевую подготовку между абитуриентом и госорганизацией или местным исполнительным и распорядительным органом». Но, опуская планку подготовки специалиста для глубинки до целевика, персонажа студенческих анекдотов, государство само делает все, чтобы глубинка так и оставалась депрессивной и неразвитой. Целевик или «отмажется» от распределения, или, отработав оговоренную в контракте барщину, сбежит в город покрупнее. И президенту опять придется с болью в голосе рассказывать про дипломированных юристов и экономистов, торгующих на рынке цветами. Зато всех выучат.

К ЗЕМЛЕ, СТАНКУ И ПАРТЕ

После обретения суверенитета Беларусь так и не разобралась, чем для ее граждан является реализация права на высшее образование. Средством комплектации штатного расписания субъектов хозяйствования? Бесплатной социальной коврижкой? Инструментом регулирования внутренних миграционных потоков? Если по результатам ЦТ всем абитуриентам сразу выдавать вузовские дипломы, а затем насильственно прикреплять их к земле, станку и парте, как во времена развитого феодализма, итог будет не намного отличаться от сегодняшнего.

Если же в термин «высшее образование» человек вкладывает изначальный смысл (глубокие знания по специальности, общая широкая эрудиция, стартовые профессиональные навыки, конкурентоспособность и свобода выбора на рынке труда), он должен смириться с тем, что такое образование в социально ориентированной Беларуси постепенно становится платным. Причем благодаря, а не вопреки государственной политике.

Автор: Янка Грыль, http://www.belgazeta.by/