Интернет-журналистика. В Беларуси?

21.04.2005 19:37

В апреле открывается очередная сессия заседаний белорусского парламента. Лучшие умы страны, которым народ отдал в распоряжение бразды законодательной власти, будут решать, что же для народа лучше, важнее, нужнее и необходимее, предлагая всяческие законопроекты «к рассмотрению» и «на подпись». Среди них вполне может оказаться и новый «Закон о печати и других СМИ», и, ожидается, что ряд этих самых «других СМИ» будет пополнен новым для Беларуси понятием «интернет-издания». Что же это такое? С чем их едят? Зачем вообще нужно разграничивать СМИ на печать и электронщину? Итак, обо всем по порядку.

Много-много лет назад, когда дискеты были большими, а вместимость их была жутко мала, люди и не задумывались, что информацией можно будет обмениваться посредством компьютеров. Интернет стал тем самым средством для ее беспрепятственного распространения в любом ее проявлении: будь то текст, графика, псевдографика, элементы видеоклипов или звукового сопровождения. Интернет в Беларуси претворился в своеобразную площадку для дискуссий, цивилизованных споров экономически обеспеченных людей. Почему «экономически обеспеченных»? Потому что само умение пользоваться компьютером и интернетом говорит об образованности пользователя и его состоятельности для получения соответствующих знаний.
Количество пользователей Байнета перевалило за полтора миллиона и вплотную приблизилось к количеству жителей столицы. А миллионный город, пусть и электронный, — это уже подспорье другим средствам массовой информации. И если предположить, что основная масса пользователей всемирной паутины рыскает по страницам в поисках конкретной информации, то определенная ее часть натыкается на интернет-газеты, новостные ленты и веб-дневники. Умышленно упуская из внимания обычную журналистику, обратимся к необычной: веб-, интернет-журналистика, сетевая пресса — все это названия информационно-аналитических материалов, размещенных на страницах всемирной паутины.
 
Крестики-нолики, плюсики-минусики
Как без черного цвета не будет белого, без добра не будет зла, так и среди всех плюсов интернета, конечно же, существуют и минусы. Попытаемся их определить.
+ Оперативности веб-редакции есть, в чем позавидовать: имея в своем распоряжении все ниточки — от учредительских и собственно редакционных прав до возможности самим заниматься распространением информации — интернет-редакции могут оперативнее телевидения и радио (где необходима предварительная запись) и уж тем более газет донести сообщение до конечного получателя.
+ Бесспорным плюсом веб-журналистики является использование на страницах электронных изданий мультимедийных элементов — наряду с качественными цветными снимками встречаются фрагменты аудио- и видеозаписей.
+ Интерактивность — основа основ, теперь нет необходимости в редакторской почте с почтовым ящиком и недошедшими по вине почтальонов письмами. Прямо с сайта, без посредников можно обратиться к редактору или журналисту издания с интересующим вопросом и в течение 15 минут получить исчерпывающий ответ из первых уст или, учитывая особенности интернет-журналистики, от первых рук.
— Рядовые пользователи интернета на самом деле вовсе не ровня рядовым жителям страны. Существует расхожее мнение, что интернетчики — это интеллектуальная элита страны. И в самом деле, это в большинстве своем студенты, высокообразованный персонал фирм и предприятий, где на рабочем месте установлен персональный компьютер с доступом в интернет и, наверное, чиновники госуправления, обладающие собственными корпоративными сайтами. Это не пенсионеры и даже не рабочий класс. Именно поэтому интернет не может охватить все слои населения. Причем, пользователей все больше в столице и областных центрах, в то время как в провинции доступ к Сети осуществляется лишь с почтовых центров, немногочисленных интернет-клубов и счастливых владельцев персональных компьютеров «на дому».
— Обогащенные форумами и гостевыми книгами интернет-газеты рискуют выставить на всеобщее обозрение абсолютно любое мнение своего читателя. Модераторская (модератор — человек, следящий за порядком на форуме/гостевой книге) правка не в силах обеспечить стопроцентную и круглосуточную редактуру входящих сообщений. Остается открытым вопрос, ответственна ли редакция за оставленные в форумах, комментариях и гостевых книгах сообщения. А они (сообщения — прим.) могут содержать оскорбления, открытое неуважение и даже клевету, что в некоторых случаях предусмотрено уголовным кодексом Республики Беларусь.
— Закон «О рекламе» регламентирует рекламную деятельность на территории страны. Так, существуют ограничения на рекламу табачных изделий, алкоголесодержащих напитков, материалов эротического содержания. Интернет обслуживают баннерообменные службы (например: bb.by, red.by — прим.), на серверах которых хранятся картинки разных размеров (баннеры), призванные рекламировать определенного вида товары и услуги. Появляется вопрос: кто будет отвечать за такую рекламу — баннерообменная служба, на серверах которой картинки находятся физически, или издание, их распространяющее.
— Установить авторство материалов в Сети практически невозможно. Авторам, пишущим специально для интернета, приходится учитывать, что любое их произведение, выпущенное в «свободное плавание» по Сети теоретически в тот же момент может появиться под чужим именем совсем в другой стране.
— Что будет с архивом материалов, который накопился до принятия законопроекта? Будет ли закон иметь некое подобие обратной силы, когда уже существующим изданиям придется перерабатывать архивы, расположенные на сайте в поисках материалов, не отвечающих новому законодательству? Обяжет ли закон удалить уже проиндексированные поисковыми машинами материалы, что, естественно, повлияет на посещаемость сайта?
 
Что считать?
Новый закон, касающийся деятельности СМИ оставляет много вопросов. И до тех пор, пока он не будет принят, эти вопросы все громче будут задаваться на страницах прессы. Основной среди них: Что же все таки считать интернет-газетой?
Напрашиваются сразу несколько пунктов, по которым можно было бы судить о принадлежности сайта к категории информационным источникам:
1. наличие ленты новостей
2. наличие обновляющихся информационно-аналитических материалов
3. определенный круг постоянных читателей
4. довольно высокая посещаемость ресурса
5. определенная направленность освещения (общественно-политическая, новости компании, личный дневник-блог и т.д.)
6. дата выхода информационного материала
7. архив материалов с условиями хранения публикаций
И это далеко не полный список возможных условий отнесения сайта к веб-журналистике. Но даже под эти семь пунктов при желании можно подвести огромное количество сайтов. Любая домашняя страничка с новостями о жизни собственной семьи может стать интернет-газетой, сообщения пресс-служб компаний тоже становятся виртуальной периодикой. Даже если вы разместите на своем сайте новостной информер (услуга, предоставляемая третьей стороной), вы тоже можете попасть под ранг сетевой прессы и, возможно, вам придется отвечать перед судом за определенные новости, которые третья сторона позволила себе разместить в своем информере, а вы как СМИ явились распространителем информации.
 
Кстати: В России регистрация веб-изданий добровольная. Хочешь получить все права журналиста — регистрируй свою электронную газету. И вместе с тем получай соответствующие обязанности. А как будет у нас?
И куда девать кодекс чести белорусского журналиста? Он окажется абсолютно не адаптированным к новому виду журналистики. К примеру, выставлять на всеобщее обозрение фотографии трупов неэтично. Но сайт МВД Беларуси (где, кстати, есть сводка происшествий, что тоже можно отнести к веб-журналистике) имеет в своем содержании раздел «Установление личности неопознанных трупов», где фотографии далеки от понятия этики.
 
Бесплатная бесполезность
Единственный в стране вуз, где журналистику преподают за бюджетные деньги — Белгосуниверситет. И хотя интернет-издания уже давно существуют, намека на создание кафедры веб-журналистики пока нет. Складывается впечатление, что поговорка «Пока гром не грянет — мужик не перекрестится» станет еще актуальней для факультета, готовящего журналистов. Если новый «Закон:» будет принят на весенней сессии парламента, страна предстоящие пять лет останется без подготовленных кадров. А ведь есть жанры, разительно отличающиеся от «обыденных»: он-лайн интервью, чат-беседа, виртуальная конференция. Таким образом, появится направление, в котором не будет специалистов.
 
И что в итоге:
Уже сегодня можно и нужно говорить о том, что в Байнете есть интернет-газеты. Правда, работают в них самоучки, воспитанные на собственных ошибках, перенявшие опыт коллег из соседних, технологически более развитых стран. Тем не менее, законом этот вид деятельности пока не регламентирован. Остается надеяться, что решать проблему парламентарии будут предварительно посоветовавшись с теми, кто связан с веб-журналистикой, кто создал и продолжает создавать основу для развития серьезных интернет-изданий.
 
Словарик:
Модератор — человек, следящий за чистотой сообщений в форумах, соответствия сообщений темам и цензурой ненормативной лексики.
Web (веб) — приставка, означающая принадлежность к всемирной паутине. Пример: веб-журналист, веб-справочник, веб-страница.
Байнет — белорусская часть сети интернет, ограниченная доменной зоной BY.

Автор: Вадим Киенко