Белорусское пиво поделят

11.06.2007 09:42

В России больше нет привлекательных пивоваренных компаний для поглощений, и внимание лидеров рынка — Baltic Beverages Holding (BBH), Sun Inbev, Heineken, Efes и SABMiller — переключилось на рынок соседней Белоруссии, где пивоваренные компании провели due diligence местных производителей. Как пишут российские «Ведомости», теперь пивовары ждут решения белорусских властей о том, когда их допустят в Беларусь. В начале 2007 г. правительство Белоруссии взялось за приватизацию крупнейших предприятий страны, целью которой декларировались стабилизация внутреннего валютного рынка и достижение положительного сальдо внешней торговли страны по итогам года. В числе предприятий, попавших в план приватизации, оказались предприятия пивоваренной
отрасли.

Несколько недель назад об интересе к белорусскому рынку рассказал сотрудник российского офиса Heineken: компания планировала купить сразу три пивзавода. Однако оказалось, что похожие планы вынашивают все пять лидеров российского рынка, а также Detroit Investment (ранее владевший ПИТ, а теперь совладелец завода «Сябар» в Белоруссии). Недавно в
интервью информагентству «Интерфакс» исполнительный директор Приорбанка (управляет госпакетами акций «Криницы» и «Брестского пива») Юрий Слепич указывал, что предложения по вхождению в капитал «Криницы» сделали BBH, Heineken, SABMiller, а также Detroit. Heineken также готов инвестировать в «Брестское пиво» и «Лидское пиво», а французский производитель солода Groupe Soufflet — в «Белсолод», добавил он.

Вчера менеджер Белгоспищепрома уточнил, что бизнес завода изучали Sun Inbev и Efes. «Ажиотаж был такой, что в конце февраля в «Криницу» приехали сотрудники Heineken и SABMiller одновременно», — говорит собеседник «Ведомостей». Гендиректор «Криницы» Григорий Петкевич подтвердил «Ведомостям», что его компания вела переговоры с BBH,
Heineken и SABMiller. Другие компании он не назвал и от дальнейших комментариев отказался.

Сотрудник Detroit подтвердил «Ведомостям» информацию, что компания сделала предложение о покупке «Криницы». «Однако пока никаких ответов не последовало», — говорит он. По его словам, исходя из мультипликаторов компания может стоить $150-220 млн.

Остальные опрошенные пивовары не подтвердили факта переговоров с белорусскими компаниями, однако говорили об интересе к соседнему рынку. «В прошлом году темпы роста белорусского рынка вдвое превысили показатели в России: 22% против 9,8%. Потребление пива на душу населения там почти вдвое уступает российским показателям, у нас этот показатель
составляет 65 л», — говорит пресс-секретарь «Efes Россия» Андрей Малафеев. Об интересе к белорусскому рынку заявили также пресс-секретарь Sun Inbev Алексей Шавензов и PR-директор Heineken Анна Мелешина. Коммерческий директор SABMiller Игорь Тихонов от комментариев отказался, представитель Scottish & Newcastle (акционер BBH) Роберт Бэллантайн не
стал обсуждать проект в Белоруссии, посоветовав обратиться в «Балтику». Руководитель пресс-службы «Балтики» Алексей Кедрин сообщил, что «в компании этим проектом никто не занимается».

Международным компаниям предложили входить в состав акционеров по следующей схеме: они инвестируют в модернизацию завода, взамен инвестор получает часть допэмиссии, соответствующую вложенным средствам. «Западные компании готовы идти по такому пути, а в «Кринице» даже готовы отказаться от контрольного пакета», — говорит собеседник в
Белгоспищепроме.

Для ориентира западным компаниям «Криница», «Белсолод» и «Оливария» разработали инвестпрограммы, которые появились на сайте Белгоспищепрома еще в конце 2006 г. Согласно бизнес-плану на модернизацию «Криницы» требовалось 22,8 млн евро, «Белсолода» — $4,5 млн, «Оливарии» — 13,7 млн евро. Источник «Ведомостей» в Белгоспищепроме утверждает, что сделки
состоятся в этому году, точную дату назначит президент Александр Лукашенко.

По данным Белгоспищепрома, оборот белорусского рынка пива в 2006 г. в натуральном выражении с учетом импорта составил 38,6 млн дал. Крупнейшие производители: «Криница» — 39,9%, «Сябар» — 9,9%, «Лидское пиво» — 9,5%, «Оливария» — 9,1%, «Брестское пиво» — 6,9%, «Речицапиво» — 6,7%, еще 15,5% пришлось на долю импорта. Оборот белорусского рынка пива в 2005 г. в денежном выражении составил $156,7 млн, пишет «Агробаза».

Автор: «Ведомости»