История создания Минского цирка

17.10.2011 11:01

Цирковое искусство известно в мире с древних времен. Оно связано с трудовыми процессами, культовыми обрядами во время религиозных празднеств, народными гуляниями — батлейками, обязательными атрибутами которых была демонстрация силы, ловкости, смелости. Из этого в последствии и сформировалось то, что теперь стало цирковым искусством. Первый «оседлый» цирк в Европе появился в XVIII веке (не считая древнеримского, где велись кровопролитные бои гладиаторов). В 1770 году англичанин Астлей построил круглое деревянное здание. Цирк предназначался для конной езды, а потому имел такую форму. Жанр определил и диаметр арены — 13 метров. Т.к. лошадь, бегущая по кругу меньшего диаметра неизбежно падает. В то время наездники были главными артистами в цирке. Чуть позже к ним присоединились акробаты и клоуны.

В России, вплоть до конца XIX века, господствовали итальянцы. Афиши пестрели именами Ченизелли, Феррони, Труцци. Основоположниками российского цирка стали братья Никитины. Все трое были не только прекрасными артистами, но и строителями. В 1873 году они открыли в Пензе первый русский цирк. И хотя сооружение было деревянным, это был большой прогресс.

В Беларуси же первое выступление профессионального цирка состоялось в балагане, развернутом в Троицком предместье Минска летом 1853 года. Это был австрийский цирк Карла Гинне. Сохранился текст афиши того времени: «Почтеннейшую публику приглашаем на грандиозное, весьма шумное и красивое зрелище мастеров всевозможных телодвижений. Среди них — смертельный трюк мадемуазель «X».

В последующие годы в Минске эпизодически выступали во временных помещениях различные иностранные цирковые труппы. И только 16 ноября 1884 года (согласно рапорту помощника полицмейстера в Минское Губернское правление) в Минске был открыт первый в Беларуси стационарный деревянный цирк — «Цирк братьев Никитиных» на 800 мест, построенный Александром Бочаровым по заказу Петра Никитина. 17 ноября цирк был принят в эксплуатацию Минским Губернским правлением. В архивном фонде «Минское губернское правление» имеется постановление строительного правления от 2 октября 1884 г. о разрешении братьям Никитиным построить деревянный цирк в Минске на Соборной площади (ныне площадь Свободы) по приложенным планам. Здесь давали не только цирковые, но и театральные представления.

Однако место для таких «забав» было выбрано неудачно — по соседству с храмами. Здесь здание цирка простояло не долго, так как цирк возвышался над собором, что было недопустимо и вызывало недовольство духовенства и прихожан. Губернатор Чаплинский решил исправить положение. Правда, сделал это не сразу. В 1885-м в Минск на гастроли со своей программой приехал Сципионе Чинизелли, отец которого, Гаэтано, построил в 1876 — 1877 годах в Петербурге собственный каменный цирк. (К слову, к числу его завсегдатаев относился писатель Александр Куприн). Знаменитость упросила губернатора Чаплинского повременить с переносом единственного в городе цирка. Уступка Чинизелли была сделана, но в конце 1885 года здание с площади все же убрали. Сначала его разместили на Троицкой горе (недалеко от современного театра оперы и балета, место нынешней 2-ой городской больницы), а затем — на Комаровское поле.

В начале 1900-х годов цирк перебрался в Губернаторский сад. Здание находилось там, где сейчас стоит памятник Максиму Горькому.

Здесь выходили на манеж такие корифеи цирка, как Дуров, Никитины, Феррони, Танти. В конце XIX века часто устраивались в городе и шапито (разборные конструкции из легких мачт и натягиваемого на них брезента). По окончании сезона эти конструкции разбирали и увозили. В таком шатре, например, в 1890 году выступал французский цирк Хука. Его представления давались на углу улицы Подгорной и Игуменского тракта (современных улиц Карла Маркса и Свердлова).

В 1901 году новый стационарный цирк в городе выстроил антрепренер Девинье. Деревянное здание расположили на пересечении Петербургской и Коломенской улиц (теперь здесь — Михайловский сквер). Первыми на его манеж вышли артисты братья Труцци. Эта фамилия на минских афишных тумбах будет появляться и позже. Сыновья предприимчивого итальянского антрепренера Массимилиано Труцци держали цирки во многих городах России. У них выступали такие знаменитости, как Анатолий Дуров, Иван Поддубный, Заикин. Блестящими артистами были и сами представители известной цирковой фамилии. Так, «Минское слово» в 1911 году сообщало, что «Вильямс Труцци изумлял публику на своих чудных дрессированных лошадках». (Артист не оставил манежа и в советское время. Он скончался на арене ленинградского цирка в 1931 году. На кладбище своего хозяина отвезли верные лошадки.)

В городе начала XX века цирк был весьма популярен. Красивые номера, интересные экспозиции, экзотические животные… Во многом успех определяли самые веселые люди — клоуны. Вот что рассказывал очевидец об одном из их выступлений в минском цирке: «… Наконец, вышел клоун в роскошном костюме. Номер его был построен на разговоре. Говорил он с чуть заметным польским акцентом, очень красиво и очень громко. Никаких акробатических трюков в его номере не было. Начал он с громкого плача. К нему подошел шталмейстер (человек, осуществлявший в старом цирке руководство и контроль за работой конюхов, берейторов, шорников, кузнецов, ветеринарных врачей, проводивших уход за лошадьми, и ответственный за содержание и здоровье всех животных) и спросил его, о чем он плачет. Клоун: Как же мне не плакать, когда сегодня после продолжительной болезни моя теща… Шталмейстер: Умерла? Клоун: Нет. Выздоровела.

Диалог меняется. Клоун спрашивает, бывал ли шталмейстер в Москве и Петербурге, знаком ли он с тамошними барышнями, целовал ли он их и как они к этому относились? Шталмейстеру не приходилось бывать в этих городах, и тамошних барышень он не знает. Клоун рассказывает, что в Петербурге хорошенькие барышни плюют в лицо пристающим к ним молодым людям. В Москве барышни дают молодым людям по физиономии. И тех, и других он изображает. Когда же дело доходит до изображения минских барышень, клоун отходит к барьеру и говорит: «Дайте навести фасон». Имитирует модницу-барышню, красит губы, пудрится и спрашивает: — Знаете ли вы, какая разница между домом и минской барышней? — Нет. — Дом штукатурится раз в год, а минская барышня штукатурится пять раз в день».

Различные цирки, выступавшие в городе, конкурировали между собой. Для привлечения публики, например, делались ставки на популярную тогда «французскую борьбу». Сражения российских и иностранных богатырей проходили при аншлагах. Прибегали владельцы цирков и к другим способам заманить зрителя. Например, Девинье завел у себя лотерею, где по входным билетам можно было выиграть довольно дорогой приз. Конечно же, счастливчиками становились лишь единицы. К слову, этот же метод был применен в минском цирке и в 20-е годы. Но тогда на устроителя лотереи обрушили гнев местные газеты.

В 1930 году цирк реконструировали. На его базе в Городском саду (ныне парк им. Горького) был построен цирк-шапито на 1200 мест. Через пять лет его директором стал Борис Кабищер. Еще до войны заслуги Бориса Ефимовича получили высокую оценку государства. Он был удостоен звания заслуженного деятеля искусств БССР и награжден орденом «Знак Почета».

Цирк готовился открыть новый сезон 22 июня 1941 года. В Минск со своими джигитами приехал знаменитый наездник Али-бек Кантемиров. Экзотических морских львов привезла Ирина Сидоркина. Билеты раскупили моментально, прошла генеральная репетиция…

А в ночь с 23 на 24 июня во время налета фашистской авиации бомба попала в здание. Начался страшный пожар. Часть животных погибла. Артисты, ночевавшие в вагончиках, кинулись спасать животных. В безопасное место увели лошадей, а морских львов подогнали к Свислочи. Но они не пожелали идти в воду и повернули назад. В конце концов львов опутали маскировочной сетью, взятой у красноармейцев, и выпустили в реку. Дальнейшая судьба зверей неизвестна, но ходили слухи, что их видели в Днепре.

До прихода оккупантов артистов цирка вместе с семьями отправили в Москву. Об этом позаботился Борис Ефимович, раздобывший телеги. Опасная поездка, под бомбежками, заняла две недели. А из белокаменной эшелоном выехали в Омск, где уже 7 ноября 1941 года Белорусский цирк дал первое представление для воинов, уходящих на фронт.

Автор: circus.by