А мы поедем на трамвае! Немецком…

17.04.2005 17:12

Посмотрите, какие «древние» трамваи сегодня ходят по рельсам Минска! Поездка в вагонах «РВЗ-6М2″, которые были выпущены в Риге еще в 1974 г. (то есть 29 лет назад), может довести до «белого каления» даже человека с крепкими нервами! Давка в «час пик», грохот, разломанные поручни, продавленные сиденья, с трудом закрывающиеся двери… Дикий ужас, иначе не скажешь! И вот многие минчане заметили, что на улицах столицы появились трамваи «Duewag GT-8D», выпущенные в Германии… почти 34 года назад! Первый трехсекционный «немец», безвозмездно полученый от муниципалитета г. Карлсруэ, вышел на линию 12 сентября 2002 г. по маршруту N10 «Площадь Победы — Озеро» (длина трамвая — 26 м, вес — 30 тонн, вместимость — 300 пассажиров). Позднее в Минске появилось еще семь немецких «Дювагов», которые сегодня курсируют по маршрутам NN 1, 4 и 5 (все они выпущены в 1969 г.).
ВАГОН БЕЖИТ, КАЧАЕТСЯ…
Позвонив в трамвайное депо Минска, что на ул. Ботанической, мы также услышали весьма лестные отзывы о «немцах». «Производитель трамваев «Дюваг» установил на них срок службы, равный 50 годам. — сообщили нам. — А этим вагонам, напомню, только 34 года. Поэтому их ресурс еще велик. Трамваи очень хорошо себя зарекомендовали в Минске. Они надежны, неприхотливы, легки в управлении и обслуживании. Это вам скажет любой из 20 водителей, которые управляют «немцами». За полгода эксплуатации не зафиксировано ни одной серьезной поломки. Пассажиры также очень довольны…»
Немцы предоставляют нам трамваи бесплатно.. Правда, сделку безвозмездной все же не назовешь: доставка одного трамвая автопоездом, его таможенное оформление, а также переоборудование под нашу колею (она на 8 см шире, чем в Германии) обходится примерно в 30 тыс. у.е., тогда как новый односекционный трамвай от «Белкоммунмаша» стоит не менее 115 тыс. у.е.
ОСТАНОВКА ПО ТРЕБОВАНИЮ
В <Минсктрансе> считают, что немецкие «Дюваги» прослужат в Минске не более ПЯТИ-СЕМИ ЛЕТ. После чего, мол, экономическая ситуация улучшится, и город закупит вместо «немцев» около ста новеньких трамваев производства УП «Белкоммунмаш». Хотелось бы надеяться! Правда, откуда возьмутся деньги для этого масштабного проекта, пока неизвестно. Поэтому думаем, что «немцы» в Минске — всерьез и надолго! Ведь установленный производителем срок службы «Дювагов» истекает через 16 лет, т.е. в 2019 году…
Тем не менее, городские власти делают ставку не только на подержанных «немцев». Сегодня по рельсам в Минске ездит 10 односекционных трамваев «АКСМ-1М» производства предприятия «Белкоммунмаш». Кроме того, 23 января 2003 г. на линию впервые вышел уникальный трехсекционный трамвай «АКСМ-743″, изготовленный на «Белкоммунмаше». По будним дням он обслуживает маршрут N6 «Зеленый Луг — Серебрянка». По своей вместимости (302 человека), длине (26 м) и другим характеристикам «АКСМ-743″ ничем не отличается от «Дювага», но стоит почти 430 тыс. у.е., то есть в 14 раз дороже «немца»!
ТРОЯНСКИЙ ТРАМВАЙ
Приобретение «бэушных» немецких трамваев — это реальная возможность хотя бы как-то улучшить сегодняшнюю ситуацию с подвижным составом. На 2003 г. из городского бюджета выделены средства на покупку не более 5-7 трамваев «АКСМ-1М». Кроме того, городские власти рассматривают возможность приобретения нескольких трамваев «Спектр» производства УП «Уралтрансмаш» (г. Екатеринбург). Разумеется, это не выход из положения.
Итак, сейчас вся надежда — на муниципалитет г. Карлсруэ. В «Минсктрансе» заверяют, что они находятся в хорошем техническом состоянии. Это сегодня. А завтра? Как поведут они себя в наших суровых условиях? Неизвестно. Например, прошлой зимой из-за сильных морозов у «Дювагов» были проблемы с компрессорами. Значит, жди ремонтов, проблем с запчастями. Кроме того, немецкие «гармошки» менее маневренны и впишутся не в каждый изгиб трамвайных путей Минска…
ПО РЕЛЬСАМ — В МАЛИНОВКУ?
Допустим, через 2-3 года все вагоны «РВЗ-6М2″ будут списаны в металлолом, а Минск превратится в действующий музей немецких трамваев. Ну и?.. Что дальше? Многих интересует, будет ли в ближайшее время развиваться сеть трамвайных линий. Конечно же, будет! Хотя прокладка рельсов — весьма дорогостоящее мероприятие. Недавно начато проектирование трамвайной линии, которая с ул. Октябрьской (здесь находится кольцо маршрута N2) пойдет в микрорайон Серебрянка по ул. Тростенецкой, пр. Рокоссовского и ул. Малинина.
Возможно, что эта линия будет построена уже к концу 2005 г. Таким образом, жители Серебрянки смогут значительно сэкономить время, добираясь, скажем, от вокзала к себе домой. Далее с ул. Малинина рельсы будут проложены в район ул. Ангарской и автозавода. И это еще не все! Возможно, что в будущем (по-видимому, не ранее 2010-2015 гг.) трамваи начнут обслуживать и юго-западную часть Минска (микрорайоны Малиновка и Юго-Запад). Кроме того, некоторые трамвайные маршруты в перспективе станут скоростными.

Автор: Александр Шурецкий